lorrek (lorrek) wrote,
lorrek
lorrek

Categories:

Belief / The place under the sun

«А что такое дизайн?» — спрашивает меня человек в чёрной шляпе, стряхивая с сигареты пепел над латунной пепельницей с драконом. По соседству на низком столике сидит в позе роденовского мыслителя керамическая обезьяна. Из глаз обезьяны вьётся ароматный дым.

Belief interior

Магазин Belief, от пола до потолка уставленный фигурками, резными табуретами и собранными со всего света изображениями черепов с первого взгляда кажется местом, из всех возможных человеческих состояний интересующимся в основном смертью. Но уже со второго — пространством с почти неформулируемо тонко выстроенной дизайн-концепцией.

Потому вопрос его владельца, Арсена Маркаряна, производит особенно странное впечатление.


I

Говоря о продающихся в Belief вещах, сразу вспоминаешь лучшую на свете историю из жизни скрытых ценностей. Как-то, зайдя в небольшую антикварную лавку в Антверпене, поэтесса и историк культуры Линор Горалик увидела на стойке с винтажными открытками фотографию мальчика в школьной форме. Мальчик стоял точно посередине начерченной на земле окружности. Эта фотография, в отличие от остальных пятидесятицентовых, стоила десять евро.

На вопрос «почему так дорого?» продавец магазина ответил, что раз она выбрала именно эту фотографию, то знает почему.


circle Magic Circle
Практика рисования кругов вокруг портретируемых людей существовала примерно до 20-х годов прошлого века. Считалось, что очерченный круг сохранит человека, и камера не сможет украсть его душу. В настоящее время эти фотографии редки, многие из них представляют коллекционную ценность


По утверждению Арсена, Belief ориентирован именно на такие артефакты, не соприкасающиеся с привычным измерением потребления. Он полностью посвящён предметам, которые лучше приобретать, уже зная, что это и почему столько стоит. В сентябре 2013 магазину исполнилось два года, притом что профильные веб-ресурсы и блоги, анонсировавшие его открытие осенью 2011-го, сходились в основном на том, что за создателей Belief им страшно.

belief logo
Логотип для магазина нарисовал Хидео Учияма, дизайнер ювелирного бренда Magical Design


«К этому магазину у меня творческий подход. Я занимаюсь им, абсолютно не думая, как бы побольше заработать. Да, может быть, это действительно очень плохо для бизнеса, коллеги меня постоянно пилят. Но я с самого начала изыскал деньги и вложился в это место именно потому, что мне хотелось создать для особенных вещей какой-то приют. Для меня это как музей: я постоянно трансформирую в нём что-то, по-новому переставляю. И, я знаю, что так говорят многие, но мы действительно покупаем исключительно то, что нам нравится, а не то, что легко продать», — рассказывает Маркарян.

MOUT
Слева — плакат ювелирного бренда Gaboratory. Gaboratory был основан одним венгром, который в начале 70-х годов приехал в США, и скончался, проработав десять лет. Gaboratory задали целое эстетическое направление в ювелирном деле. Кроме того, они делают одни из самых удивительных украшений в мире

Справа — графическая работа дизайнера Тетсу Нишиямы из WTAPS. MOUT — аббревиатура для Motivated Order by Urban Terrain


Магазин определяется очень личным отношением к пространству и абстрактным ценностям. Belief не участвует ни в каких ярмарках и выездных мероприятиях; легко рвёт отношения с модным журналом, неправильно написавшим название представленного бренда; а сотрудник его легко может сказать покупателю: «Ты уверен? Мне кажется, эту вещь тебе брать ещё рано».

Belief interior

Belief interior


«Конечно, когда у тебя такой подход к ведению дела, канонические бизнес-решения немного отходят в сторону. Ты в чём-то теряешь, зато приобретаешь аутентичность и характер», — комментирует Маркарян.


II

C 1999 года Арсен работал горным проводником в Гималаях, водил людей по трекинговым маршрутам Тибета, Непала, Индии и Бутана. В журналах, посвящённых горным экспедициям и путешествиям, его имя изредка упоминается и сейчас.

Belief interior


Путь от заснеженных вершин к управлению магазином с концепцией Маркарян проделал настолько лёгкой походкой, что следов почти не осталось. «Я уже много раз рассказывал эту историю: в 2008 году впервые поехал в Барселону и попал в магазин Chikashitsu.

Это такая испанская почка империи Slam Jam, у которых помимо названного есть ещё три магазина в Италии. И я увидел обувь под названием Serra. Это модель для ежедневной носки, специально сконструированная дизайнером Хироки Накамурой с учётом эстетики обуви для трекинга. Более того, он создавал её вместе со швейцарской семьёй, которая уже не в одном поколении делает обувь для горных походов.

Это показалось мне дико правильным, — переработать узкопрофессиональную вещь в более доступную, заточенную под использование в городских условиях, но сделанную в соответствии со стандартами, проникнутую духом. Как человека, причастного к горному трекингу, Serra меня заинтересовала: сперва подход к конкретной вещи, потом идея создания обуви, а потом и концепция бренда...» — рассказывает Маркарян.

Magical Design neck chain



Visvim Serra Boot
По словам Арсена, Belief начался с расспросов друзей о том, где взять такую же одежду как у него. Сыграло роль и желание самого Маркаряна пойти в своём интересе чуть дальше, узнать, как возникают подобные концепции создания вещей.
«Я рассказывал те истории, которые сам слышал от дизайнеров, истории своих взаимоотношений с брендами, мои первые опыты общения с некоторыми вещами. В какой-то момент стало понятно, что для этих брендов появляется определённая аудитория, что в Москве всё это тоже многим интересно, и люди у нас обучаемые», — говорит он.


III

Плакат, висящий на стене Belief, может с равной вероятностью оказаться афишей камерного бренда, работой известного уличного художника или эскизом татуировки, нарисованным для работника магазина дизайнером японской ювелирной мастерской.

Mickey
Работа художника Костаса Сереметиса


Арсен по очереди рассказывает про каждую работу: «Случайных вещей здесь нет. Когда я пришёл к новым брендам, стал находить более интересные вещи, то понял, что это совершенно особенный мир, в котором люди занимаются дизайном в отрыве от всего незначительного. Конечно, поначалу меня заинтересовал именно продукт, но очень скоро я обратил внимание и на людей, которые его создают. Уже позже — то, как они его создают, почему некоторые вещи лимитированы и отчего счета на международное распространение не просто раздаются, а распространяются через какие-то сумасшедшей сложности договоренности».

Neighborhood Booze Insence Chamber
Камера для благовоний Booze от Neighborhood


Возможно, именно тому, что строить взаимоотношения с брендами нужно было на сеансах личного общения, Belief и обязан своей эстетической цельностью. Маркарян утверждает, что японские дизайнеры очень закрыты для внешнего мира и не привыкли работать с чужестранцами: «В Японии вообще нет такой истории, как предоплата. Люди привозят друг другу товар и рассчитываются за него, потому что самое главное для них — это репутация. Но они уже успели поработать с западными конторами и получить негативный опыт.

Вся штука в том, что условия представления брендов нигде особенно не прописаны; но при желании о них можно легко догадаться. Для дизайнеров самое главное — не в каком объёме ты ведёшь продажи в своём магазине, и не прибыльность твоего бизнеса. Для них гораздо важнее понимать, что бренд представляет человек, хорошо знающий продукт, его философию и концепцию. На понимании продавцами этих вещей, по сути, и строится коммуникация c покупателями. Ты просто стараешься максимально точно, без преломления, донести до людей то, что хотел донести до них дизайнер. Чтобы покупатель во всех красках увидел культуру, которую дизайнер скрупулёзно строит у себя на родине».

Neighborhood Booze Insence Chamber
Камеры для благовоний Booze от Neighborhood


IV

Идея Belief в словесном изложении выглядит очень просто. Она состоит в том, чтобы взять несколько конкретных брендов, до того достаточно разрозненно продававшихся в маленьких магазинах в разных частях света, и завезти их в одно пространство.

Belief interior

«Есть предметы, лежащие в одной эстетике. Вот эта одежда и эти глиняные черепа, плакаты на стене — у них одно начало. Это свободолюбивый нрав, анархизм в смысле отрицания всяческих диктатур, напоминание о бренности бытия. Самые главные вопросы — вопросы смерти, желания, цели в жизни — будут актуальны всегда. Поскольку эти бренды представляют примерно одну эстетику, мне захотелось собрать их и начать как-то операционно распространять её из одной точки. Эта точка должна была стать некой культурной станцией... Сложности начали возникать именно в эстетическом измерении. Бренды, что мы продаём, можно объединить в одну условную группу. Прежде всего это люди, дизайнеры, которые прекрасно знают друг друга, поддерживают, общаются и часто дружат. Но по внешним признакам Visvim так или иначе ближе к Undercover, чем к NEIGHBORHOOD. Rats ближе к WTAPS, чем к Visvim.

Belief interior

Magical Design wallet chain

Здесь как в графическом дизайне — элементы должны друг друга поддерживать», — рассказывает Маркарян.

V

«Что такое дизайн? Я не знаю. — Арсен аккуратно погружает окурок в пепельницу. — Здесь всё меняется чуть не каждый день. У этой стены раньше стоял мотоцикл Harley-Davidson. Но сейчас его нет, поскольку такие вещи должны сменять друг друга. Ведь в жизни вообще всё меняется со страшной скоростью. Конечно, этому проекту когда-нибудь придёт конец. Мы не думаем и о десяти годах существования.

Kostas Seremetis artwork
Работа художника Костаса Сереметиса


Бессмертие — сама по себе нечеловечная концепция. Человек, может быть, тем и прекрасен, что смертен. А уж вещи точно: они должны развиваться, в какой-то момент быть на пике, стареть и умирать.

Когда Belief состарится, он обязательно умрёт. Зачем создавать мавзолей идей — это же бред».

Medicom Toy products


текст для [kAk)-project

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments